Мир Уток

Автор Тема: Пластмассы в строительстве  (Прочитано 108 раз)

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Пластмассы в строительстве
« : 07 Декабрь 2024, 20:41:53 »
Пластмасса обжимает сталь

Полиуретан – этот довольно мягкий материал – выдерживает тем не менее огромные давления,’ а по износостойкости может поспорить с инструментальными сталями, применяющимися обычно для изготовления валков прокатных станов. Разработали полиуретановые валки для прокатных станов сотрудники одной из лабораторий НИИ трубной промышленности. Новинка уже успешно прошла испытания в линиях правки карданных труб на московском трубном и новосибирском металлургическом заводах. И только здесь она позволяет получить экономический эффект в десятки тысяч рублей за год. Но, особый эффект специалисты надеются получить при производстве тонкостенных изделий и труб с покрытиями. Сейчас полиуретановый инструмент внедряется   в  производство.

Полимеры сберегут уголь. Сколько топлива может выдуть ветер из вагона с углем? Ответ на этот вопрос дали специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института по добыче полезных ископаемых открытым способом. Оказалось при пробеге на расстояние 2 км из вагона улетучивается в среднем около 1,5 т угля. Только учтенные потери топлива на железнодорожном транспорте в результате выветривания превышают 2 млн. т в год. Это равно производительности солидной угольной шахты за тот. же срок. Однако, как показывают исследования и испытания, этих потерь можно избежать, если вагоны с топливом после загрузки опрыскивать созданной учеными полимерной смесью. Образующаяся при этом на поверхности угля тончайшая пленка надежно предохраняет груз от ветра, дождя и снега. При разгрузке же она бесследно разрушается. Такую обработку угля легко организовать с помощью простейшего оборудования для распыления жидкостей  -   обычных  пульвелизаторов.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #1 : 07 Декабрь 2024, 20:42:27 »
Полимерное сито для ядер

Физики Института ядерных исследований в Дубне превратили один из своих циклотронов… в уникальную машину для изготовления уникальных же фильтров. В циклотроне разгоняют пучок тяжелых ионов и. направляют его на тонкую полимерную пленку или пластинку из слюды. Ионы легко проходят сквозь материал, пробивая в нем множество мельчайших отверстий, диаметр которых можно сделать всего в десяток ангстрем или в десятую долю миллиметра, выбирая тот или иной вид ионов. Затем полимерную пленку обрабатывают особыми химикатами, закрепляют тем самым конструкцию химически, и фильтр готов. Ему по плечу тончайшие операции разделения смесей газов и жидкостей, необычное сито может пропускать лишь определенные молекулы, задер-живая все другие, у которых размеры не соответствуют величине канальцев, проделанных ранее ионами. Необыкновенные фильтры будут использовать в медицине, химической промышленности, во всевозможных очистных сооружениях. Теперь исследователи работают над новыми полимерными материалами для ядерных и молекулярных сит, способными работать при высоких температурах и давлениях.

Альтин для БАМа. Ученые Ленинградского технологического института имени Ленсовета разработали новую пасту альтин, удивительно стойкую к воздействиям внешних нагрузок. Покрытые ею стальные и железобетонные конструкции, керамика и кирпич остаются Влагонепроницаемыми многие годы. Альтином также можно укреплять любой грунт. Создали альтин, что любопытно, из побочных отходов переработки горючих сланцев, т. е. сырья, которое прежде считалось бросовым. Своими необычными свойствами новая полимер-минеральная композиция обязана уникальной способности’ проникать в поры, микротрещины, промежутки между микронеровностями любого материала. Она обволакивает свод прочнейшей влагонепроницаемой пленкой. Но это еще не все, на что способен альтин. Автомобилестроители смогут покрывать им днища машин, чтобы они не ржавели, а огромная сила сцепления с различными материалами открывает для нового полимера еще одну область применения – в качестве универсального клея.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #2 : 07 Декабрь 2024, 20:43:10 »
Защита силосной башни

В Институте химии высокомолекулярных соединений АН УССР разрабатывают химически стойкую полиуретановую эмаль для защиты бетонных конструкций от коррозионного разрушения. Первоочередное применение новой эмали – защита внутренних поверхностей силосных башен. На испытаниях покрытие из эмали показало высокую стойкость к абразивному износу, весьма низкие значения коэффициентов диффузии и проницаемости, малые и почти не меняющиеся со временем внутренние напряжения. Два слоя такого покрытия обеспечивают надежную защиту бетона в течение как минимум шести лет.

Из пушки по коррозии. Пушка, которая создана недавно учеными и инженерами Таджикистана, стреляет… целлофановыми пузырями. Однако «рыжей смерти металлов», как часто и справедливо называют коррозию, от этого вовсе не легче. С помощью нового необычного орудия можно продлить срок службы ирригационных и коммунальных водоводов в десятки раз – это показали испытания. Пушка – импульсное пневматическое устройство. Пакет из полимерной пленки наполняется воздухом, стремительно распрямляясь, лопается затем в передней части и прочно Прилегает к стенкам трубопровода. Несколько форсунок успевают перед выстрелом распылить вокруг ствола пушки тончайший слой клейкого вещества, которое надежно соединяет полимерное покрытие с металлом трубы. За 1 мин новое устройство покрывает надежным защитным слоем более 30 м трубопровода.

Закалка в пластмассе. Ученые из Института органической химии СО АН СССР синтезировали недавно вещество, в котором счастливо сочетаются практически все качества, необходимые для более эффективного закаливания стали. Это полимер на основе полиакриловой кислоты. В его густой, эластичной массе закалка протекает» в 5 раз быстрее, чем в самом лучшем техническом масле. Никаких вредных испарений она не дает. Не возникает в процессе закалки и очагов коррозии. Вдобавок использование нового полимера сбережет многие тысячи тонн нефти, из которой делают технические масла для закалки стальных деталей.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #3 : 07 Декабрь 2024, 20:44:06 »
Упрочнение двойной нагрузкой

Волокна на основе поливинилового спирта могут работать при температуре до 170° С, они устойчивы к действию кислот и щелочей. С неожиданным поведением поливинильных волокон, знакомых науке уже более полувека столкнулись сотрудники Института механики полимеров АН Латвийской ССР. К нитям, сплетенным из 150 винильных моноволокон, подвешивали гирьки разного веса и помещали в термошкаф с температурой 215-230° С. Под действием гирьки в 1 г нить обрывалась за 5 с, а груз, в 300 раз больший, нить выдерживала несколько часов! Больше того, с увеличением нагрузки долговечность волокон росла!

В чем дело? При температуре выше 210° С происходит деструкция полимера и образование новых межмолекулярных связей. Это вызывает усадку волокна. Оказалось, что подвешенная гирька при этих температурах не растягивает волокно. Нагрузка даже увеличивает усадку: нить в этих условиях приподнимает груз, причем тем выше, чем больше вес гирьки. Если же температура в термошкафе ниже 210° С, волокно теряет свои необычные свойства, подчиняясь привычным закономерностям механики полимеров.

Возникающие при термообработке механические напряжения заметно влияют на свойства многих полимерных• материалов. Например, у вискозного волокна при термообработке снижается предел прочности, но зато растет модуль упругости. Какие же химические процессы сопровождают эти явления? Было установлено, что при данном режиме термообработки растет число межмолекулярных сшивок, отсюда и рост модуля упругости. При действии напряжений в волокне идут те же процессы, ио более интенсивно. Выяснилось, что под нагрузкой изменения в спектре происходят почти вдвое быстрее. В ходе дальнейших опытов было установлено аналогичное поведение под нагрузкой и полиакрилонитрильных волокон.

Итак, у некоторых полимеров долговечность с ростом нагрузки, вопреки прежним представлениям механики полимеров, может расти. Однако это возможно лишь в том случае, когда нагрузка двойная – и термическая, и механическая. Быть может, химикам-практикам эта особенность, подмеченная учеными, тоже будет интересна.


Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #4 : 07 Декабрь 2024, 20:44:55 »
Пластики в магнитном поле

Промывка синтетического каучука СКИ-3 омагниченной водой позволяет в 1,5-2 раза снизить зольность этого материала, другими словами, содержание в каучуке загрязняющих минеральных примесей. Промывка омагниченной водой акриламида влияет, как оказалось, на степень последующей полимеризации этого важнейшего мономера. Магнитной водой можно воздействовать и на свойства уже готового полимера. Например, расплавленные полиэтилен и полиамиды помещали в постоянное магнитное поле, а через некоторое время охлаждали до полного отверждения. Прочность пластмасс после магнитной обработки возрастала на 30-40%. Столь же обнадеживающие результаты были получены в аналогичных экспериментах с фенолфурфурольной смолой. Во всех случаях на свойства пластмасс существенно влияли параметры магнитной обработки полимеров, .особенно время и напряженность магнитного поля. Результаты экспериментов позволяют сделать вывод, что рождается новый метод улучшения свойств самых разных полимерных материалов.

Секрет старений. Сколько проработает изделие из полимерных материалов – это зависит не только от самих полимеров, но и от условий, в которых работает изделие, и, конечно, от стабилизатора. Иссякнет стабилизатор, израсходуется его запас в полимере, и материал начнет довольно быстро разрушаться. А вот с какой скоростью, расходуется стабилизатор в реальном материале, удалось измерить лишь совсем недавно советским химикам. Оказалось, что из тонкой пленки полимеров стабилизатор можно быстро вымыть углеводородным растворителем. Так и делали: брали в качестве растворителя кумол, а затем измеряли скорость хорошо известной реакции его окисления кислородом. Таким путем было установлено, что если пленку из полистирола держат при 140° С всего семь суток, то концентрация стабилизатора в ней из-за окисления воздухом уменьшается в 2-3 раза. Соответственно увеличение выдержки при высокой температуре приводило к большей потере стабилизатора, а с ним терялись прочность, долговечность полимеров. Результаты этих исследований важны не только тем, что впервые с достаточной точностью удалось измерить скорость потери полистиролом стабилизатора, но, что особенно ценно, в ходе исследований наметились интересные пути закрепления в пластмассе и самого стабилизатора.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #5 : 07 Декабрь 2024, 20:45:50 »
Термоактивное покрытие

В тресте Кииешмастрой при устройстве бетонной подготовки в зимних условиях применено термореактивное гибкое покрытие. Оно представляет собой полимерную ткань, в которой расположены электронагревательные элементы и теплоизоляция, выполненная из нескольких слоев простеганной стеклоткани.

Электронагревательным элементом служи углеродистая лента типа УТТ-2. Гибкие покрытия укладывают на проложенную по свежему бетону прокладку из пленки, пергамина, бумаги или другого материала, а затем включают источник электроэнергии. Покрытие обладает повышенной гибкостью и прочностью, выдерживает длительный нагрев. При правильной эксплуатации покрытие выдерживает двести рабочих.

Фундамент с самоконтролем. Строителям, возводящим дома в шахтерских поселках, много хлопот доставляют пустоты, которые образуются в глубине после выемки угля из шахт. Недавно в шахтерском городе Горловка построили экспериментальный дом, который, по замыслу архитекторов, должен был сам «заботиться» о своем равновесии. Фундамент дома опоясали чувствительной к изменениям температуры полимерно-песчаной массой и электронагревателями, подвели датчики, реагирующие на малейшее изменение положения фундамента в земле. Осело где-то, тотчас включаются нагреватели, расплавляющие термопластичную смесь. Та, увеличиваясь в объеме, подпирает фундамент, выводит его до прежнего уровня. Затем нагреватели отключаются, и смесь застывает. Стоит дом с самовыравнивающимся фундаментом примерно на 15% меньше, чем те, что возводились в аналогичных условиях прежде.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #6 : 07 Декабрь 2024, 20:46:23 »
Подшипники для теплоходов

Из новой пластмассы. Производство нового полимерного материала – хлоркарбоксилатного полиэтилена освоено в производственном объединении «Органический синтез» в Азербайджане. Из первой его партии, выработанной в объединении, изготовлены уже десятки тысяч штук скребков для комбайна «Нива» и зерноочистительных машин. Скребки из нового полимера испытаны на полях Краснодарского и Красноярского краев, в Воронежской области. Ни в чем не уступая металлическим, пластмассовые скребки обладают многими преимуществами: они эластичны, легко заменяются. Главная же выгода применения пластмассовых скребков в том, что они стоят в несколько раз дешевле металлических. По подсчетам специалистов, замена металла полимерным материалом позволит получать в этом случае экономический эффект в масштабе только тех районов, где проходили испытания, равный 5 млн. руб. Новый материал разработан сотрудниками Института хлорорганического синтеза АН Азербайджанской ССР совместно со специалистами производственного объединения «Органический синтез». До конца одиннадцатой пятилетки запланировано изготовить более 10 млн. изделий из хлоркарбоксилатного полиэтилена.

Подшипники для теплоходов. Капролоновые подшипники скольжения, установленные на вал винта, рулевые устройства Ледокола или мощного танкера, могут служить без замены в 2-3 раза дольше обычных, которые делают из текстолита и бокаута. Разработаны капролоновые подшипники в Центральном проектно-конструкторском бюро Черноморского пароходства. Здесь был организован опытно-промышленный участок полимерного литья, отработана технология производства, обработки и монтажа капролоновых подшипников. Впервые в отечественной практике новые изделия были применены ив крупнотоннажных теплоходах гребными валами диаметром 600-900 мм. А теперь такими подшипниками стали оснащать ледоколы типа «Москва» и супертанкеры. Опыт эксплуатации, доковые осмотры подтвердили расчеты конструкторов и химиков: капролоновые подшипники надежно работают в морской среде. Экономический эффект от применения их только на одном теплоходе составил 15 тыс. руб. в год.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #7 : 07 Декабрь 2024, 20:46:49 »
Дорожное из полимерного материала дорнита

Дорога в рулоне. На непроходимых в летнее время болотах Тюмени появились совершенно необычные дороги. Для их строительства не нужно насыпать горы песка, устраивать мощные накаты из бревен, они совсем не боятся разъедающего действия болотных вод. Сто метров дорожного полотна умещается, в кузове грузовика. Полотно это сделано из полимерного материала дорнита, который получают из отходов производства волокон капрона и лавсана. Внешне этот материал похож на тонкую ковровую дорожку – он легкий, мягкий, эластичный. Дорнит доставляют на место строительства дороги в рулонах. Расстилают полотно прямо на грунт – основание -будущей дороги из дорнита готово. Идущие следом самосвалы высыпают на него песок, гравий, щебень. А через несколько минут по новой дороге может смело пройти тяжеловесный грузовик с оборудованием для нефтедобытчиков.

Двойной эффект. Найти полезное применение различным отходам производства – одна из важных и актуальных задач ученых и инженеров. И решения здесь могут быть самые неожиданные. Например, азербайджанские исследователи придумали, как с помощью бросового отхода вдвое увеличивать… добычу нефти из скважин. Они задумались, на что мог бы сгодиться так называемый кислый гудрон – один из самых трудноприменимых продуктов переработки нефти. Выяснилось, что он содержит полимеры, которые быстро затвердевают в воде. Возникла идея: что если эти вещества подать в насыщенный подземными водами нефтяной пласт. Затвердевая в воде, полимеры должны перекрыть ей доступ к скважине. Чтобы проверить замысел, провели испытания. После обработки призабойного пространства скважин кислым гудроном содержание воды в нефти, извлекаемой на поверхность, уменьшилось в несколько раз. Таким образом, новый метод позволил не только интенсифицировать добычу нефти, но и снизить нагрузку на устройства, которые служат для отделения нефти от воды.

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #8 : 07 Декабрь 2024, 20:47:20 »
Эффективность применения полимерных труб

Полимерные трубы могут быть использованы для газоснабжения городов и поселков, для водоснабжения и дренажа, ирригации. Исследования и испытания показывают, что эти трубы по многим параметрам лучше металлических. Вот интересный факт: первая полиэтиленовая труба была применена в Австрии в 1953 г. В 1980 г. ее извлекли, исследовали и пришли к заключению, что свойства ее за 27 лет практически не претерпели существенных изменений. Отечественные трубы типа ПХВ-60 и ПХВ-100 из винипластовых гранул уже начали применяться взамен стальных в различных отраслях народного хозяйства. Они отличаются повышенной химической стойкостью, простотой соединения, легкостью, долговечностью. Отсутствие хрупкости позволяет таким трубам хорошо противостоять сдвигам почвы и ударным нагрузкам. Экономическая эффективность применения труб ПХВ-100 составляет 1080 руб. на 1 т изделия.

За последние несколько лет использование пластмасс в сельскохозяйственных машинах возросло почти в 2,5 раза. Подсчеты показывают, что даже такой рост недостаточен. Уже ни у кого не вызывает сомнений, что полимерные материалы несут с собой повышение долговечности и надежности работы агрегатов, улучшают внешний вид машин, уменьшают шум и вибрацию, улучшают условия работы механизаторов, резко сокращают трудоемкость обслуживания техники.

Все более утверждают себя полимерные материалы в машиностроении. Пластмассовые вкладыши подшипников отлично зарекомендовали себя даже в таких ответственных машинах, как подъемные краны, надежно работают они и в гидротурбинах, в прокатных станах, где они, кстати, служит в 3 раза дольше бронзовых, а стоят в 5 раз дешевле. По данным экспертов, применение 1 т полиэтилена в машиностроении высвобождает: черных металлов – 3,2 т, нержавеющей стали – 4,9, тяжелых цветных металлов – 2,9, алюминия – 2,1, древесины – 1,0, других традиционных материалов – 7,7 т,

Оффлайн

utkamir

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 78
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
    • Art Cafe
Re: Пластмассы в строительстве
« Ответ #9 : 07 Декабрь 2024, 20:47:54 »
Экономия металла за счет применения пластмасс


Сэкономить металл за счет применения пластмасс можно и при изготовлении сельскохозяйственной техники. Анализ работы тракторов и сельскохозяйственных машин типа МТЗ-80; «Беларусь», «Нива», «Колос» и др. показал, что полимерные материалы способны не только успешно конкурировать со сталями и металлическими сплавами, но имеют много преимуществ. Отказавшись, скажем, от применения листового проката при изготовлении кабин, капотов, кожухов, можно уменьшить массу конструкции и металлоемкость, что сразу же влечет за собой сокращение расхода топлива и повышение полезной мощности двигателя. Одновременно отпадает необходимость в дорогих средствах защиты металла от коррозии. В итоге применение пластмассовых узлов, к примеру, на комбайне «Нива» позволило сберечь 791 т металла, получить экономический эффект примерно в 150 тыс. руб. за один год.

Опыт использования пластмасс в конструкциях тракторов и сельскохозяйственных машин позволяет сделать и более общий вывод о важной роли полимерных материалов для улучшения качества техники. Например, образующиеся при коррозии металла топливных баков окислы железа, взаимодействуя с присутствующей в топливе серой, дают химические соединения, которые засоряют топливную систему и нарушают работу двигателя, снижают его надежность. Так что, заменяя металлические топливные баки тракторов, удается не только экономить металл, но и повышать работоспособность всей топливной и двигательной системы.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 годы и на период до 1990 года» постав-Лена задача повысить качество и срок службы пластмасс, увеличить производство новых видов полимерных материалов, прежде всего конструкционного назначения. Комитет Всесоюзного научно-технического общества по применению полимерных материалов в народном хозяйстве провел большую работу, выявив номенклатуру деталей и узлов, где использование пластмасс дает наибольший экономический эффект. Так, 1 т полимеров способна заменить 5- 6 т металла при производстве труб. Выпустив 1 млн. т полимерных труб, мы сбережем 5 млн. т металла, сэкономим 2 млрд. руб., высвободим около 7 тыс. рабочих па металлургических предприятиях.